как о своих собственных солдатах. Когда ты смотришь на врага
так, ты можешь двигать им по своему желанию, можешь вести его.
Ты - генерал, твой враг - твой солдат. Овладей этим.
Миямото Мусаси, "Го Рин Но Се" (Книга Пяти Колец)
Сражение между армиями Иэясу Токугавы и Мицунари Исиды, которое произошло в 1600 году близ деревушки Секигахара, стало переломным моментом в противостоянии Восточной и Западной коалиций и положило конец "сэнгоку дзидай", эпохе воюющих провинций, продолжавшейся около ста лет. Победа Восточной коалиции привела к установлению сёгуната Токугава и началу формирования новой централизованной системы власти. Династия Токугава уверенно правила Японией более 250 лет, лишь в 1868 году в результате Реставрации Мэйдзи в стране было восстановлено императорское правление.
В Total War: Shogun 2 нам предлагается изменить ход истории и принять участие в битве при Секигахаре на стороне Мицунари Исиды. В случае его победы судьба Японии наверняка сложится совсем иначе, а влиять на судьбы целых стран всегда интересно, пусть даже и виртуально. Поэтому мы с вами переносимся в утро 21 октября 1600 года и занимаем позиции на берегу реки Фудзи, готовясь отразить натиск превосходящих сил Токугавы.
Примечание: данное сражение описывается с учетом сложности Hard, на других уровнях сложности отдельные его аспекты могут отличаться от написанного.
Исторически каждая армия насчитывала более 80 тысяч человек, в игре же под нашим командованием находится чуть более 2 тысяч воинов, что, впрочем, ничуть не упрощает задачу, так как силы Исиды сильно растянуты по всему полю боя.
Левый фланг | Центр | Правый фланг |
Асигару с яри x3 | Асигару с яри x2 | Самураи с катанами x2 |
Асигару с луками x3 | Асигару с луками x2 | |
Всадники с катанами x2 | Всадники с катанами x3 | |
Охрана Мицунари Исиды x1 | Самураи с катанами x2 |
На правом фланге помимо двух отрядов наших самураев также находится сильная армия под руководством Кобаякавы Хидэаки. Именно его предательство предопределило исторический исход сражения и склонило чашу весов в сторону Токугавы. Зная об этой скрытой угрозе заранее, мы постараемся избежать печального для нас исхода и примем соответствующие меры.
Нашей главной ударной силой в этой битве станут всадники с катанами. Эти конные самураи способны в буквальном смысле прорубаться через строй врагов (не пробуйте этот трюк против копейщиков) и могут оперативно помогать пешим отрядам практически по всему периметру поля боя. В центральной части карты у конницы будет необходимый простор для перемещений, поэтому мы в основном сосредоточим её именно в этой зоне. Самое главное, что от нас требуется - внимательность, если мы позволим вражеским отрядам яри напасть на наших всадников, то очень быстро лишимся всех своих преимуществ, поэтому необходимо по максимуму использовать мобильность кавалерии и любой ценой уклоняться от встреч с копейщиками.
Разумеется, у нашего врага тоже припасены свои козыри. Помимо численного преимущества, у Токугавы есть преимущество качественное. Это преимущество - самураи с тэппо, то есть отряды, вооруженные огнестрельным оружием. Огнестрельное оружие игнорирует броню воинов, поэтому даже самый тяжелобронированный отряд уязвим для пуль, об этом никогда нельзя забывать. В нашей армии отрядов с аркебузами нет, поэтому придётся отвечать на пули стрелами. Главные недостатки самураев с тэппо - не очень большая дальность стрельбы (по сравнению с лучниками) и беспомощность в ближнем бою, что мы и собираемся обратить в свою пользу. Тем не менее, не стоит думать, что вражеские аркебузеры сразу же бросятся бежать, едва завидев нашу кавалерию, ведь, несмотря ни на что, они всё же остаются самураями, а значит их боевой дух весьма и весьма высок. По крайней мере, его вполне достаточно, чтобы продержаться против конницы какое-то время, пока не подойдут копейщики, так что недооценивать аркебузеров не стоит.
Иэясу Токугава начинает сражение без долгих приготовлений и маневров. Первым делом на наших лучников в центре с недобрыми намерениями устремляются два отряда всадников. Реагировать на этот шаг нужно немедленно, потому что вражеская конница приближается очень быстро. Наша задача - перебросить с тыла на передовую оба центральных отряда асигару с яри, чтобы прикрыть стрелков. Если мы успеем развернуть асигару в защитное построение "Стена копейщиков", то атака кавалерии Токугавы захлебнется, толком не начавшись. Лучники могут успеть сделать несколько выстрелов по кавалерии врага до столкновения, но после того, как начнется бой, лучше остановить стрельбу, чтобы не задевать своих копейщиков, тем более, что с конницей они прекрасно справятся самостоятельно. Параллельно стоит начать разворачивать остальные отряды и готовиться к теплому приёму самураев с тэппо и катанами, которые уже выступили в сторону наших центральных отрядов.
Тем временем, на левом фланге образуется довольно непростая ситуация: там на нас наступает несколько отрядов, в числе которых есть и опытные самураи с катанами. Противопоставить им мы мало что можем - для кавалерийской атаки там не самый удачный ландшафт (да и конница будет нужна в другом месте), а своих самураев-мечников у нас на этом фланге нет. Поэтому наилучший вариант - отступить назад, к позициям всадников Симадзу. Таким образом, им в любом случае придется принять участие в битве и помочь нам справиться с мечниками Токугавы. Отряд лучников на передовой левого фланга лучше до поры, до времени оставить на месте - он выступит в качестве приманки. Обменявшись парой выстрелов с наступающими силами врага, стрелкам стоит отойти назад под защиту пеших отрядов.
Отряды всадников Симадзу мы постараемся также прикрыть своими яри асигару, потому что бравые кавалеристы очень любят бросаться на чужих копейщиков и доблестно погибать с невероятной скоростью. В идеале, мы должны отвлечь на себя всех вражеских асигару с яри, после чего конница Симадзу обрушится на мечников Токугавы и разобьет их в пух и прах. Помощь нашей кавалерии при таком сценарии не потребуется, поэтому её лучше заблаговременно отправить в центр (в том числе, и Исиду Мицунари с телохранителями), главная битва развернётся именно там.
Оба отряда мечников с правого фланга необходимо заранее перевести через реку и расположить в резерве у холма, туда же не помешает отправить два отряда лучников и один отряд всадников из центра. Все эти свежие отряды понадобятся нам чуть позже (помните про Кобаякаву?).
Тем временем, в центре уже должно вовсю идти противостояние наших мечников с вражескими. Непременно напомнят о себе и самураи с тэппо, но мы постараемся обмануть их, подставив под удар своих яри асигару (не забываем использовать "рассеянный строй", чтобы уменьшить потери). Как только стрелки отвлекутся на дешевую пехоту, можно атаковать их нашей могучей кавалерией. Эта нехитрая тактика поможет нам справиться с аркебузерами без особых последствий.
Сражение в центре карты, скорее всего, получится очень упорным и ожесточенным, но в конце концов наша кавалерия должна сломить сопротивление врага. Не сумев противостоять её натиску, воины Токугавы дрогнут и побегут. Мы не станем долго преследовать убегающих врагов, потому что рассеивать свои силы в подобной битве - смерти подобно, наоборот, нужно попытаться собрать уцелевшие отряды в единый кулак, ведь впереди нас ждет решающий момент сражения при Секигахаре.
Кобаякава, долгое время не решавшийся сделать ход, всё же предает Исиду и переходит на сторону Токугавы. Отряды Кобаякавы переходят Фудзи и устремляются в атаку на воинов Исиды.
К этому моменту мы уже должны разобраться с основными силами Токугавы в центре карты. Вполне возможно, что вторая волна его воинов еще сохраняет определенную боеспособность, но большой опасности они уже в любом случае не представляют, нам необходимо сосредоточиться на наступающих войсках Кобаякавы. В этом нам помогут те самые свежие отряды, которые мы держали в резерве. Теперь самое время отправить их в бой!
Основу армии Кобаякавы составляют отряды самураев с нагинатами. Эта тяжелая пехота, вооруженная алебардами с длинными рукоятями, способна одинаково успешно сражаться как с пешими отрядами противника, так и с кавалерий. Бросать на них кавалерию в лоб не слишком разумно, поэтому стоит сначала ввести в бой наши резервные отряды мечников, которые ждут своего часа возле холма. Кроме того, самое время собрать все отряды, оставшиеся после боя в центре - для победы нам потребуются все имеющиеся воины.
Исида Мицунари должен находиться как можно ближе к эпицентру решающего боя, чтобы его аура воздействовала на боевой дух максимального количества наших отрядов. Вступать в сражение генералом стоит только в случае, когда ему ничего не угрожает, например при атаке на лучников или мечников с тыла, либо в случае, когда другие варианты закончились и просто нет другого выбора. В моем случае Мицунари пришлось вступить в опасную схватку с охраной Кобаякавы, но в конце концов при поддержке лучников предатель был уничтожен, и его оставшиеся телохранители обратились в бегство.
В сражении с нагината-самураями без потерь не обойдется в любом случае, но при наличии достаточного количества боеспособных воинов победить их вполне реально. На левом фланге всадники Симадзу и наши асигару к этому моменту уже должны окончательно расправиться с остатками войска Токугавы. Таким образом, нам останется лишь рассеять последние сопротивляющиеся отряды Кобаякавы и уничтожить охрану самого Токугавы. Победа!
Армия Исиды Мицунари выигрывает сражение возле Секигахары, несмотря на предательство своих сторонников и численный перевес врага. Иэясу Токугава убит, его сторонники разбиты и сломлены, предатели получили по заслугам. Японию ждёт долгое правление под властью Тоётоми Хидэёри, которому служит Исида...
Альтернативная история? В Total War: Shogun 2 возможно и не такое, проверьте и убедитесь сами! :)